Воспитательная деятельность
1. Общее положение
1.1. Настоящее Положение регулирует организацию и содержание воспитательной работы в Мусульманской религиозной организации «Профессиональной образовательной организации «Набережночелнинского медресе «Ак мечеть» Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан» (далее – Медресе)
1.2. Воспитательная работа организована в соответствии Закона РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, Уставом медресе, настоящим положением.
1.3. Настоящее положение принимается Педагогическим советом. Изменения и дополнения в положение вносятся в том же порядке.
2. Цели и задачи, организационные формы воспитательной работы
2.1. Целью организации воспитательной работы в Медресе является формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество.
2.2. Задачи:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии посредством получения среднего профессионального религиозного образования;
- формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- формирование духовно-нравственной личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье;
- формирование здорового образа жизни.
2.3. Организационные формы
Организационными формами воспитательной работы являются:
- экскурсионные формы;
- творческие объединения: студии, конкурсы, пресс-конференции, диспуты, дискуссии;
- внеаудиторные мероприятия;
- спортивно – массовые мероприятия.
3. Содержание и организация воспитательной работы
Основными ориентирами для определения эффективности воспитательной деятельности в системе СПРО являются показатели, которые определены ООП СПРО и в области личностных и профессиональных качеств выпускника в соответствии с требованиями государства, общества, семьи и профессии.
3.1. Содержание воспитательной работы в ходе учебной деятельности:
3.1.1. Основными носителями содержания обучения и воспитания в процессе обучения являются преподаватели.
3.1.2. Воспитательный потенциал содержат группы учебных дисциплин и содержание соответствующих учебных программ. Наибольшими воспитательными возможностями располагают социально-экономические, общие гуманитарные, религиозные и общие естественнонаучные дисциплины. Каждая из этих групп дисциплин представляет собой систему знаний, посредством которых обучающиеся имеют возможность формировать научные взгляды на природу, различные стороны общества, государства и человека, а так же вырабатывать соответствующие отношения: экологические, политические, социально-экономические, правовые, психолого – педагогические, гуманистические, религиозные и другие.
3.1.3. Профессиональным воспитательным потенциалом располагает практика обучающихся – учебно-ознакомительная, педпгогическая и производственная. Во время практики обучающиеся вырабатывают профессиональные умения и навыки, что представляет для них профессиональный интерес и ценность.
3.1.4. Развитию познавательных и практических интересов, способностей, ценностных ориентаций и научных взглядов, а так же творческой активности и нравственности способствует учебно-исследовательская, самоуправленческая работа.
3.2. Направления воспитательной работы с обучающимися.
3.2.1.Проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга обучающихся.
3.2.2.Создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений обучающихся по интересам.
3.2.3. Организация гражданского и патриотического воспитания обучающихся.
3.2.4. Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди обучающихся.
3.2.5. Изучение проблем обучающихся и организация психологической поддержки, консультационной помощи.
3.2.6. Работа по обеспечению вторичной занятости обучающихся (трудовой, социально-значимой).
3.2.7. Организация научно-исследовательской работы обучающихся во внеучебное время.
3.2.8. Проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи.
3.2.9. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
3.2.10. Содействие заботе органов самоуправления обучающихся, общественных организаций, и объединений.
3.2.11. Информационное обеспечение обучающихся.
3.2.12. Научное обоснование существующих методик и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности.
3.2.13. Создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и обучающихся, активно участвующих в организации внеучебной работы.
3.3. Организация воспитательной работы с обучающимися.
3.3.1 Воспитательная работа в Медресе реализуется на двух уровнях: на уровне Медресе в целом, на уровне групп.
3.3.2.На уровне Медресе:
Координацию воспитательной работы в Медресе осуществляет заместитель по воспитательной работе.
Для координации работы в конкретных направлениях в Медресе могут быть созданы советы или комиссии по воспитательной работе с обучающимися. В структуру воспитательной работы Медресе входят:
- общежитие;
- библиотека;
- органы самоуправления обучающихся Медресе;
3.3.3. Организацию воспитательной работы с учебной группой осуществляет назначаемый приказом директора куратор, организация работы которого осуществляется на основании Положения о кураторе. Основными направлениями работы куратора являются:
- знакомство обучающихся с организацией учебного процесса, с Законом «Об образовании», Уставом; Правилами внутреннего распорядка;
- направление усилий на создание организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию актива группы;
- помощь в адаптации обучающихся к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, культурному и физическому совершенствованию, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и обучающимися;
- оказание помощи активу группы в организационной работе, содействие привлечению обучающихся к научно-исследовательской работе и развитию различных форм самоуправления обучающихся;
- информирование заместителя по учебной части об учебных делах в группе, о запросах, нуждах и настроениях обучающихся.
4. Управление процессом воспитания. Критерии оценки воспитания
4.1. В управлении процессом воспитания участвует администрация Медресе, преподаватели (кураторы), специалисты, члены самоуправления обучающихся, в целом коллектив Медресе.
4.2. Предметом управления администрации является педагогический коллектив и коллектив обучающихся. Предметом управления преподавателей – обучение обучающихся учебной дисциплине.
4.3. Этапами управления являются:
- постановка цели и ее мотивирование;
- планирование работы;
- организация деятельности;
- контроль;
- оценка и корректировка хода и результатов работы.
4.4. Оценка результатов воспитательной работы осуществляется в сравнении за предыдущий период, по следующим критериям:
- успеваемость;
- посещаемость;
- наличие самоуправления в группе;
- уровень развития и характер внеучебной воспитательной работы в группе;
- характер межличностных отношений и поведение обучающихся в группе и за ее пределами.